SVERH-CHELOVEK.RU

Б Ы Т Ь   С И Л Ь Н Е Е ,   Б Ы Т Ь   С Ч А С Т Л И В Е Й   И   Д О Б Р Е Е   ! ! !
Главная страница Написать письмо Карта сайта
Статьи, заметки

Статьи, заметки

Статьи, заметки

Список статей:

Гипнотическое воздействие

 

Для быстрого видео-обучения гипнозу перейдите сюда:

www.gipnoz.sverh-chelovek.ru

Эффективные методы манипулирования людьми, как для бизнеса, так и для жизни!!!

Гипноз.

 

Внушение и раппорт

       Внушение – это подача информации, воспринимаемой без критической оценки и  оказывающей  влияние  на  течение   нервно-психических   и   соматических процессов. Внушение содержится в любом  общении  людей.  Любая  речь  –  это внушение, действенное или нет в зависимости от таланта и  умения  говорящего и  готовности  слушающего  поверить,  от  активности  и  достаточности  ума.
Внушением  можно  назвать  всякое  информационное  воздействие  на  личность помимо сознательного контроля разума.
    Сопутствующее  внушению  понятие  –   внушаемость.   Человек   обладает врождённым  механизмом  податливости  ко  внушению,  который   находится   в определённой связи с присущими людям способностями к  научению  и  развитию.
При проведении гипноза важен учёт внушаемости пациента. Её можно  определить с помощью ряда специальных приёмов. Их принцип заключается в том,  что  если пациент показывает в этих испыта-ниях плохие результаты, то он скорее  всего будет  сопротивляться  погружению  в   гипно-тическое   состояние.   К   ним относятся: тест равновесия  тела  (приёмы  с  падением  назад  или  вперёд), внушение  сцеплённых  пальцев  рук  или  век  глаз,  определённых  внушённых запахов, внушение невозможности  согнуть  руку/ногу  или  встать  со  стула,
внушение забыть свою фамилию и ряд других.
    Термин «раппорт» (от франц. rapport - связь,  отношение)  -  в  широком смысле употребляется в зарубежной литературе для обозначения:
     . близких межличностных отношений, основанных на высокой степени
       единства мыслей, интересов, чувств;
     . доброжелательной, дружественной атмосферы, складывающейся в ситуации психологического эксперимента между исследователем и испытуемым.
         В  узком  смысле  термин  «раппорт»  обозначает   связь,   которая устанавливается  между  гипнотизером  и  гипнотизируемым  во  время   сеанса гипноза.  Раппорт  характеризуется  высокой  степенью  избирательности   как следствием суженного гипнозом сознания,  сверхвосприимчивостью  к  внушениям гипнотизера (преимущественно вербальным, словесным) и нечувствительностью  к воздействиям из других источников. Раппорт как специфический вид  внутренней
зависимости, заключающейся  в  готовности  выполнять  внушения  гипнотизера, развивается и стабилизируется по мере углубления гипнотического состояния.
    Раппорт существует благодаря тому, что  в  состоянии  гипноза  остаются незатронутые, бодрые, сторожевые, дежурные пункты в коре больших  полушарий, в частности имеется связь через незаторможенный слуховой анализатор.  Именно эти сторожевые, дежурные пункты являются физиологической основой раппорта.
        Вот что говорил о раппорте И.П. Павлов: «Так же я понимаю гипноз  и раппорт. Большие полушария захвачены торможением не на  всем  протяжении,  в них могут  образоваться  и  возбужденные  пункты.  Из  такого  возбужденного пункта вы действуете на себя и внушаете.  И  гипнотизируемый  потом  роковым образом исполняет наше приказание потому, что когда вы делаете приказ, то  у вас все чрезвычайно ограничено. Следовательно, все влияние остальных  частей
полушарий  направлено  на  то,  что  вы  даете  в  ваших  словах,  в   ваших раздражениях, совершенно скрывается  от  всех  остальных.  И  когда  человек приходит в бодрое  состояние  после  этого  внушения,  он  ничего  не  может сделать с этим изолированным раздражением, потому  что  оно  разъединено  со всеми остальными. Следовательно, при гипнозе речь идет не о полном сне, а  о парциальном сне. Этим отличается гипнотический сон от естественного».
        При гипнотизации у человека отдельные участки коры мозга  не  спят, находятся в расторможенном состоянии. Эти  бодрствующие  участки  составляют зону  раппорта.  Только  через  эту  зону  раппорта  гипнотик   избирательно воспринимает  лишь  слова  гипнотизера.   Говоря   физиологическим   языком, гипнотизирующий врач  через  эту  зону  находится  в  своеобразной  связи  с
другими участками коры мозга гипнотика, которые были до  этого  заторможены. Благодаря, этому врач  словесным  воздействием  может  влиять  на  вторую  и первую сигнальные системы, на  подкорку,  на  многие  ,  функции  организма.
Значит, раппорт может возникать как в первой, так  и  во  второй сигнальной системе.
        Различают два вида раппорта: изолированный и генерализованный.  При изолированном раппорте  гипнотик  тонко  дифференцирует  слова  гипнотизера, интонацию его речи, тембр его голоса, и потому  реагирует  только  на  слова усыпившего, а при генерализованном раппорте любой присутствующий  на  сеансе
может вступить в контакт с  гипнотиком.  В  этом  случае  возможно  передать раппорт другому лицу.
    Явление «сторожевого пункта», наблюдаемое в состоянии нормального  сна,
лишь внешне похоже на раппорт.  Уже  Б.Н.  Бирман  (1925  г.)  доказал,  что «сторожевой пункт» лишь пробуждает спящего, а при раппорте нарушение сна  не наблюдается и усыпленный реагирует на все слова гипнотизера.  Зона  раппорта - явление, относящееся исключительно ко второй сигнальной  системе.  Она  не застывает на месте, подвижна. Кроме того, зона раппорта вступает в  связь  с
другими участками коры головного мозга,  а  отсюда  и  с  первой  сигнальной системой. К.И. Платонов по этому  поводу  пишет:  «Это  вовлечение  в  сферу деятельности   зоны   раппорта   новых   корковых   участков,   по-видимому, осуществляется   путем   направленного   иррадиированного   раздражительного процесса, вследствие чего эти участки, растормаживаясь, временно приходят  в
деятельное состояние».

Методы и техники гипнотизации

    Многие приемы определения степени внушаемости и гипнабельности сами  по себе могут  быть  использованы  как  метод  гипнотизации.  С  их  помощью  - применяя их обособленно или в сочетании  со  словесным  внушением  признаков сонливости и сна - можно вообще погрузить человека в обычное  и  часто  даже
глубокое гипнотическое состояние. Эти приемы служат для  укрепления  доверия сомневающихся в гипнозе,  для  усиления  восприимчивости  к  гипнозу,  но  в основном - для выявления внушаемости.
        На практике используют различные приемы и техники гипнотизирования.
К первой группе относятся приемы, воздействующие на те или иные  анализаторы без  словесного  внушения.   Чаще   всего   применяется   смешанный   способ гипнотизации.  Он  заключается   в   одновременном применении   словесного воздействия и воздействия на различные анализаторы -  зрительный,  слуховой, кожный и др.
        Вот что по  этому  поводу  писал  И.П.  Павлов:  «Теперь  постоянно применяющийся способ  -  повторяющиеся  слова  (к  тому  же  произносимые  в минорном  однообразном  тоне),  описывающие  физиологические  акты   сонного состояния. Эти слова  суть,  конечно,  условные  раздражители,  у  всех  нас прочно связаны с сонным состоянием и поэтому его вызывающие».
        Погружению в гипнотический сон способствует все то, что приводит  к наступлению  естественного  сна,  поэтому  человека,  который  хочет  спать, погрузить   в   гипнотический   сон   легче,   чем   выспавшегося.   Вечером загипнотизировать легче, чем днем или утром, отсюда желательно первый  сеанс проводить в вечернее время.  При  гипнотизации  лучше  посадить  человека  в удобное для него кресло или предложить лечь в той позе, в которой он  обычно
засыпает, так как когда человек стоит, в мозг поступает  большое  количество интроцептивных  раздражителей  от   мышц,   связок,   суставов,   повышающих тонигенное  влияние  ретикулярной  формации  и  тем   самым   препятствующих наступлению сна. Наступлению гипнотического сна способствует  также  тишина,
отсутствие  яркого,  раздражающего  света  (полумрак),  то  есть  уменьшение потока раздражений, поступающих через слуховой или  зрительные  анализаторы.
Важно также, что бы кресло или кровать, на которых проводится  гипнотизация, не  были  холодными,  а  условия  окружающей  среды   комфортными   (средняя комнатная  температура  18-20°С).  И.П.  Павлов  в  своих  работах  приводит пример: если животному  перерезать  нервные  волокна,  по  которым  проходят импульсы от всех органов чувств, то оно засыпает почти  на  полные  сутки  и
просыпается лишь на короткий промежуток времени.
       
    Для эффективности гипнотизации имеет  особо  важное  значение  поза гипнотизера,  жесты,  мимика,  речь.  Психическое  воздействие  на  человека начинается уже с того момента, как  он  увидел гипнотизера,  а  возможно  и раньше,  если  в  коллективе  формируется  мнение  об  этом  человеке.   Вся обстановка, внешний вид, поведение должны быть приспособлены к  тому,  чтобы продолжить это воздействие, углубить его.
         Прежде  чем  начать  сеанс  гипнотизации,  рекомендуется  подробно рассказать человеку - конечно, с учетом степени его  осознания,  умственного развития, - о гипнозе как  физиологическом  состоянии,  похожем  на  обычный сон.  Следует  подчеркнуть,  что  гипнотический  сон  не  только  совершенно безвреден, но, как и обычный сон, уже сам по себе полезен для  организма;  в
немногих словах примерно  описать  ощущения  во  время  предстоящего  сна  и указать, что он  будет  слышать  сквозь  дремоту  голос  гипнотизера.  Можно объяснить,  что  речь  идет  о  состоянии,  промежуточном   между   сном   и бодрствованием, просоночном состоянии,  возникающим  обычно  каждый  день  и продолжающимся недолго, но которое предстоит продлить. Необходимо  добавить,
что амнезия вызывается необязательно, и  с  каждым  последующим  сеансом  вы будете засыпать все  глубже  и  быстрее.  Психотерапевты  иногда  используют метод  перевода  аутогенного  транса   при   проведении   гетеротренинга   в гипнотический сон. Надо сказать, что среди пациентов  бывают  люди,  которых
привлекает «магическая», таинственная сторона гипноза, и  они,  в  сущности, предпочитают  обходиться  без  разъяснений.  Это  положение   также   должен использовать врач-гипнолог, используя принцип медицины «Не навреди!».
        И.И. Буль в книге «Основы  психотерапии»  все  методы  гипнотизации свел  в  три  группы.  Первая  группа  включает   методы   преимущественного воздействия на зрительный анализатор, вторая - на слуховой, а  третья  -  на кожный. При воздействии на  зрительный  анализатор  гипнотизируемого  просят фиксировать взгляд на предмете, расположенном на расстоянии  примерно  25-30
см от глаз. Внушения монотонны, повторяются  многократно,  носят  конкретный образный характер. К способам воздействия на слуховой  анализатор  относятся все  методы,  при  которых  проводится  использование  шумовых  и   звуковых
раздражителей. Хорошо известно действие  тикающих  часов,  стука  метронома, однообразного гудения, шума колёс поезда и так далее. Речь  гипнотизёра  при проведении  словесного  внушения  должна  работать  соответственно  –   быть монотонной,  тихой,   однообразной.   Воздействие   на   кожный   анализатор
заключается  в  использовании  так  называемых  пассов,  а   именно   слабых однообразно  повторяющихся  раздражений  кожи.  Наконец,  при  использовании
вербального метода  наступление  гипнотического  транса  достигается  одними словами. Большую роль  играют  слова,  ритм  и  интонация  речи:  гипнотизёр произносит слова  внушающим  тоном,  иногда  растягивая  некоторые  слова  с небольшими паузами между фразами.

 Выделяется два основных метода гипнотического воздействия: авторитарный и  недирективный.  Авторитарный  гипноз  –  техника  медицинского   гипноза, гипнотические индукции, предполагающие обусловленное  повиновение  пациента.
Напротив, методики недирективного гипноза основаны на строго  индивидуальном подходе и недекларированном характере воздействия.
    Рассмотрим возможные стадии гипнотического состояния. Принято  основное деление на три стадии, внутри которых также проводятся градации.  Показатели первой  стадии  –  ощущение  покоя,  приятное состояние  лёгкости  в  теле, контроль над мыслями, сохранение чувствительности и  возможность  выхода  из этого состояния самостоятельно. По  мере  дальнейшего  погружения  ощущается
дремота  и  сонливость,  вялость  течения  мыслей,   расслабленность   мышц, невозможность открыть веки или двинуть рукой. Вторая стадия  характеризуется сонливостью  и  затруднённостью  движений,   лёгкой   степенью   каталепсии.
Дальнейшее  погружение  вызывает  резкую  сонливость,  восковидную  и  затем «пружинящую» каталепсию, значительное  ослабление  кожной  чувствительности, полное исчезновение собственных мыслей. Наконец,  третья  стадия  характерна иллюзиями,   галлюцинациями,   полным   торможением   деятельности    второй сигнальной  системы.  В  самой  глубокой   фазе   галлюцинации   реализуются
постгипнотически, остаётся амнезия после пробуждения,  возрастная  регрессия и возможность вызова повторного гипноза.
    Что  касается  упомянутого  феномена  возрастной  регрессии,   то   она относится  к  впе-чатляющим  феноменам  транса.  Человек,  переживающий  это состояние, может вспомнить  подробности  своей  прошлой  жизни  на  заданном этапе, описать  значимые  приятные  или  неприятные  впечатления.  Регрессия обеспечивает воспроизведение форм поведения,  свойственных  раннему  периоду жизни,   который   исключает   возможность   симуляции.   Это   подтверждают
эксперименты и фактические  результаты  –  например,  выполненные  субъектом рисунки.


Следует  вспомнить,
что «внушение (или суггестия)  —  это  процесс  воздействия  на  психическую сферу человека, связанный со  снижением  сознательности  и  критичности  при восприятии   и   реализации    внушаемого    содержания,    с    отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического  анализа
и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием  субъекта».


Неспицифическая психическая  отзывчивость  обучаемых  создается  специальной обстановкой   занятий.   К   ее   элементам   Р.М.Грановская   относит:   а)
торжественность; б) авторитет преподавателя  и  доверие  к  нему;  в)  успех товарищей по  группе;  г)  удобство  расположения  обучаемых.  При  описании «погружения» у Т.Н.Смирновой мы также находим, что  «эффективность  обучения зависит  от  группового   сотрудничества,   возможного   лишь   в   условиях максимальной доброжелательности и тактичности. Обучаемых следует  разместить полукругом и обеспечить тем  самым  возможность  визуального  контакта  всех
учащихся группы. Хорошо, если в аудитории будет несколько источников  света, чтобы преподаватель мог  регулировать  степень  освещенности».  Кроме  того, эффективности   обучения   способствует   удобство   кресел,   изоляция   от посторонних звуков.
    Что  касается  авторитета  преподавателя,  то  его   наличие   является
обязательным  условием  успешного   применения   суггестопедии,   без  него невозможно внушение. «Там, где имеет место  доверие,  не  всегда  необходимы доказательства.  Вера  учеников  в  знания   и   педагогическое   мастерство способствует росту их уверенности в усвоении учебного материала, что в  свою очередь, весьма благоприятно сказывается  на  общем  подъеме  их  умственной
работоспособности  и  познавательной   деятельности».   «Авторитет   создает ожидание   и   более   высокую   информационную    стоимость суггестивных воздействий». При этом  следует  заметить,  что  опора  должна  делаться  на авторитет стимулирующий, а не угнетающий и ограничивающий.
    В настоящее время суггестивные методы применяются и в спорте. С помощью внушённого сна-отдыха происходит восстановление  работоспособности  быстрее, чем  с  помощью  отдыха  в  состоянии  бодрствования.  Гипноз  и  аутогенная тренировка  зарекомендовали  себя  как   эффективное   средство   ликвидации
неблагоприятных предстартовых состояний. Внушённый  сон-отдых  рекомендуется как действенное средство  психопрофилактики  нервно-психического  напряжения при целом ряде психических состояний спортсменов.
    Страх  является  наиболее  опасной  из  всех  эмоций.  Обширные  образы исследований,  посвящённых  страху,   создают   прекрасные   основания   для дальнейшего понимания этой важной  эмоции.  Литературы  по  данной  проблеме
разработано немного.  Хотя  проблема  страхов  у  учащихся  младших  классов достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов  мало  используется и  в  практике  школы.  Ведь,  именно  с  поступлением  в   школу   связанно
возникновение страхов у детей. Поэтому, будучи  ещё  в  детском  саду,  дети должны пройти все тесты тревожности  и  преодолеть  барьер  страха  в  своём сознании.

Он  просто  мог  описывать  пациенту  свои
восприятия  реальности.  Пациент,  пытаясь  понять  его,  пробовал  так   же воспринимать окружающие и, естественно, его состояние  сознания  изменялось.
Он впадал в гипнотический транс.

Человек будет давать ассоциативную связь на  любое  стимульное
слово теми словами, которые описывают его  проблему.  Причем  сам  этого  он осознавать не будет. В данном случае на стимульное слово “живот”  испытуемая дала  такие  слова:  большой,  беспокойство,  младенец,  бояться,  операция, болезнь, забыто. И это была  информация  о  ее  нежелательной  беременности,
которую она не помнила. Используя некоторую обратную логику, Эриксон  понял, что психотерапевт мог бы обратить весь  процесс  и  послать  замаскированное сообщение клиенту в  виде  рассказа.  Именно  тогда  у  него  возникла  идея создания своего языка гипноза, в  котором  внушение  проводится  мягко,  без насилия минуя сознание пациента. Составляющими  этого  гипнотического  языка
является поэтичность, образность, разноплановость подаваемой информации  для сознания и подсознания, бережность и уважение желаний пациента.

Используя способность  человека  улавливать  малейшие,
не замечаемые сознанием, отклонения в голосе,  позе  собеседника  он  создал метод “аналоговых меток”  -  во  время  обыкновенной  беседы  с  больным  он незаметно для сознания пациента посылал ему установки о  выздоровлении.  Так же  он  использовал  метафоры,  передовые,  по  тем   временам,   разработки физиолога Павлова в области прямого обуславливания и многое  другое.

Любые    психотехники    повышают    свою эффективность во много раз, если  они  проведены  в  состоянии  транса.  Это становится   возможным   потому,   что   в   таком   состоянии   отсутствует
контролирующая роль  сознания. 

Психофизиологические признаки  транса  следующие:  расширение  зрачков, фиксация  взгляда,  замедление  мигательного  и   глотательного   рефлексов, уменьшение  количества  движений,  расслабление  мышц,  более  медленное   и ритмичное дыхание, снижение пульса  и  частоты  сердцебиения,  разглаживание мышц лица и  изменение  его  цвета,  ослабление  реакции  на  внешние  шумы,
спонтанное идеомоторное поведение и  т.п.  Согласно  одной  из  рекомендаций самого Эриксона, если транса нет, следует вести себя так, будто он есть.
    Стиль наведения транса в  традиции  Эриксона  называется  индирективным неслучайно.  Каждый   человек   испытывает   настоятельную   потребность   в сохранении свободы и  целостности.  Психотерапевт  просто  присоединяется  к миру проблем человека, в полной мере уважая его интегрированность,  принимая
его таким, каков он есть. Когда психотерапевт чувствует,  что  межличностные связи уже сложились, он начинает при-влекать внимание человека к  фрагментам его внутреннего опыта, который находится вне  его  сознания,  таким  образом ведя его к тем ресурсам, которые он имеет, но не замечает.
По Эриксону, чтоб расширить систему проблем человека и превратить её  в систему решения,  необходимо  сначала  присоединиться  к  замкнутой  системе проблемы и присоединиться так, чтобы не ощущалось  никакого  различия  между клиентом и психотерапевтом. Присоединение  является  необходимой  настройкой для  образования  раппорта.  Можно  настроиться  на  любую  часть   внешнего
поведения человека. Например,  возможна  подстройка  путём  «отзеркаливания»
позы или подстройка путём синхронизации дыхания, ритма  речи,  присоединения к микродвижениям типа касания подбородка во время разговора и т.п.)
    Рассмотрим для примера  одну  из  техник  присоединения  и  ведения  по формуле “Х и Х и Х и Х и У”. Утверждение Х – утверждение присоединения.  Это абсолютно истинное утверждение о поведенческих реакциях,  которые  возникают у клиента. Утверждение У – утверждение ведения,  т.е.  утверждение,  которое приводит к возникновению у клиента состояния транса. Пример:
     . Вы сидите в своём кресле (утверждение присоединения).
     . И вы смотрите на меня (утверждение присоединения).
     . И вы легко дышите (утверждение присоединения).
     . Я с вами разговариваю (утверждение присоединения).
     . И вы можете начать расслабляться (утверждение ведения).

 Одна из ряда особых стратегий, важное звено в алгоритме  эриксоновского гипноза  –   диссоциация   сознания   и   бессознательного.   Психотерапевту необходимо научиться  строить  сложные  предложения,  которые  оказывают  на клиента    определённое    влияние,    используя    слова    «сознание»    и
«бессознательное», а также синонимы этих слов – «на заднем плане  сознания», «в центре внимания», «на периферии внимания».
    Техники, применяемые в эриксоновском  гипнозе  для  утилизации  транса, обладают универсальным характером. Их можно применить для  наведения  транса и для внушения в состоянии бодрствования. Существует шесть  типов  косвенных сообщений,  или   речевых   стратегий:   трюизмы;   допущения;   вопросы   и утверждения,  направленные  на  привлечение  внимания;   противопоставления;
«выбор без выбора» и «право выбора». Например, трюизмы  используются,  когда определённые инструкции терапевта  маскируются  под  рассуждения;  допущения (пресубпозиции) –  это  фразы,  в  которых  искусно  предполагается  наличие какого-либо  предмета  или  явления;  противопоставления   ис-пользуются   в предложениях наподобие «Чем  дольше  вы  сидите  на  стуле,  тем  глубже  вы входите в транс» и т.д. Выбор без выбора: «Вы хотели  бы  войти  в  транс  с
открытыми глазами или с закрытыми».  То  есть  человеку  предоставляются  на выбор  несколько  возможностей,   каждая   из   которых   терапевта   вполне устраивает. Наконец, при использовании «права  выбора»  терапевт  привлекает своей интонацией внимание человека к  той  реакции,  которой  хочет  y  него
вызвать, предлагая ему полную свободу выбора. Клиент  чувствует  облегчение, так  как  начинает  понимать,   что   не   должен   реагировать   каким-либо пределенным образом.
    Один из любимых приёмов Эриксона в наведении транса –  левитация  руки. Упрощая,  процедура  выглядит  следующим  образом.   Клиент   расслабляется, сосредотачиваясь на ощущениях и впечатлениях, которые он чувствует в  руках.
Терапевт недирективным методом внушает ему  «неощутимые  движения»  в  руке, призывая пристально смотреть на свою руку,  старясь  уловить  момент,  когда движения  станут  видимыми.  То  есть  внушение   не   носит   авторитарного характера,  клиенту  любопытно  узнать,   что   произойдёт,   и   он   будет рассматривать это как продукт собственного опыта, ассоциируя  свои  ощущения со словами психотерапевта. Затем производится  первое  реальное  внушение  –
клиенту внушают, что какой-то из пальцев начинает двигаться  первым,  пальцы раздвигаются  и  т.д.  Затем  следуют  дальнейшие   внушения   (один   палец поднимается,  остальные  пальцы  следуют  за  ним,  поднятие   кисти   руки, усталость глаз,  внушение  сонного  состояния  и  т.д.)  Если  рука  клиента
поднимается, то ему внушают, что  он  уснёт  именно  потому,  что  его  рука поднимается  (происходит  взаимное  усиление).   Ему   предлагается   самому регулировать темп погружения в сон, с тем чтобы в  момент,  когда  его  рука коснётся лица, у него создалось впечатление, что он заснул потому,  что  сам этого хотел. Наконец, клиент входит в транс.

 

Для быстрого видео-обучения гипнозу перейдите сюда:

www.gipnoz.sverh-chelovek.ru

Эффективные методы манипулирования людьми, как для бизнеса, так и для жизни!!!

Карта
rss
Карта