SVERH-CHELOVEK.RU

Б Ы Т Ь   С И Л Ь Н Е Е ,   Б Ы Т Ь   С Ч А С Т Л И В Е Й   И   Д О Б Р Е Е   ! ! !
Главная страница Написать письмо Карта сайта
Статьи, заметки

Статьи, заметки

Статьи, заметки

Список статей:

Дистанционная настройка по образу известных людей

Татьяна Березина, доктор психологических наук

Обонятельная теория телепатии для человека с воображением раскрывает массу перспектив.  Но эти перспективы еще надо увидеть, а, увидев,  экспериментально исследовать  их надежность, валидность и репрезентативность. Одни следствия более, другие менее – фантастичны.   Некоторые из них существуют только на пределе возможностей человека, т.е. иногда существуют (когда ты по готов вкладывать в них по полной программе творческую энергию),  а иногда не существуют (тогда, не судьба). Дистантное восприятие запахов по образу из их числа.  Тем не менее, я опишу эти эксперименты здесь, не смотря на их низкую ретестовую надежность, потому что и такие данные  имеют право увидеть свет, тем более  что исследование все равно проведено.

Теоретическое обоснование.

Сначала небольшое теоретическое обоснование.  Человек прицелился из пистолета  в мишень. Мы имеем здесь типичную настройку одного анализатора (тактильно –кинестетического) параметрам другого  (зрительного).  Есть такое качество у некоторых людей – меткость. Она предполагает, что если человек будет зрительно  воспринимать  некий объект (мишень) с целью настройки на него (попасть в цель),  по его костно-мышечная система  по каким-то  визуальным параметрам сможет  перейти в  такую позицию, что выстрел попадет в цель.  Практически все компоненты функциональной системы, отвечающей за это – неосознаваемы. Я не знаю, как мои руки, ноги приняли такую позицию.  Я только воспринимаю  результат (попал/не попал). Можно предположить, что подобная настройка возможна и для других анализаторов. Например, зрительно/слуховая. Толпа. Внимательно всматриваешься в человека,   голос которого хочешь разобрать.  Зрительно воспринимаемый образ позволяет настроиться на объект и облегчает его  аудиальную дифференцировку. 

Мы предположили, что феномен дифференцированной работы одного анализатора по параметрам, полученным через другой анализатор возможен и для зрительно/обонятельной системы.  Это означает, что возможно дифференцированное восприятие запаха некого предмета  при его зрительном восприятии.

Например, в комнате полно всевозможных ароматов, к которым, впрочем, нос давно адаптировался. Поэтому мы их не чувствует. На столе лежит яблоко. Если внимательно посмотреть на него (с целью «нацеливания»), то можно через какое-то время отдифференцировать его запах от всех прочих.

«Нацеливание» в данном случае  означает «внимательно   смотреть, стараясь почувствовать не запах, скорее вкус фрукта».  Для усиления чувствительности к запахам стоит  на некоторое время задержать дыхание (лучше задерживать на выдохе). Это позволяет  частично восстановить чувствительность  рецепторов слизистой носа.  Мы проводили довольно много экспериментов в этой области, и  можно сказать, что сей факт подтверждается. Действительно, если зрительно «нацеливаться» на какой-либо объект, предварительно задержав дыхание, то можно выделить аромат именно этого объекта. Но все это пространственно близкое восприятие.

Следует отметить, что лежащее  на столе яблоко пахнет, и пахнет очень сильно. Концентрация пахучих веществ в  воздухе превышает пороговую для человеческого восприятия.  Просто у человека происходит адаптация к постоянно действующим запахам, и чувствительность к ним снижается.  Кроме этого в помещении много и других сильных ароматов. Они перебивают запах яблока, подобно тому, как это делают собаки, вымазываясь во всяких дурно пахнущих веществах, чтобы отбить запах псины.  Если представить условную ситуацию, когда испытуемый находится в абсолютно стерильных условиях, где ароматы практически отсутствуют (кстати,  именно так  в специализированных лабораториях и  изучают запахи), при этом проводит там продолжительное время, чтобы  его обонятельная система привыкла к этому, то человек легко учует запах внесенного яблока.  Как, в общем, и любого другого предмета.

Училась я когда-то в медучилище. Жила в общежитии в комнате с совершенно  домашними девочками, и во всем пятиэтажном здании никто не курил.  Так вот когда я ездила в гости к курящим родственникам, и потом возвращалась в родную общагу,  то от всей одежды жутко несло табаком. Хотя сама я, естественно,  не курила, и, кстати, иногда вообще никто не курил в моем присутствии (родственников дома не было).  И добиралась я обратно часа три. И все равно. Пахло. Дело ни в том, что запах сохраняется на одежде. А в том, что в обычных условиях, никто этот запах не чувствовал, но в очищенном от никотина воздухе комнаты, чувствительность к нему резко возрастала.

Кстати, если бы в стерильные условия специализированной лаборатории вошел другой человек,   испытуемый сразу бы учуял его запах. В наших предыдущих  экспериментах, испытуемые угадывали по запаху человека, подошедшего к ним со стороны спины. У людей с хорошим нюхом, после некоторой тренировки, это получалось вполне удачно. Так что любой из нас пахнет. Родственники и знакомые адаптировались к этому запаху. Потом в любом помещении предостаточно посторонних одорантов, перебивающих наш индивидуальный запах. Поэтому обычно  мы не способны учуять   запах постороннего человека. Но, повторяю, такой запах есть, и в принципе он достаточно силен, чтобы человек мог его почуять, даже на некотором расстоянии.

Проблема именно в настройке. Как настроиться на восприятие конкретного нужного тебе запаха, если мир вокруг тебя насыщен допороговыми и надпороговыми   стимулами?   Именно  для решения этой проблемы мы и разработали методику обонятельной настройки  по образу.

Методика.

В исследовании  участвуют экспериментаторы и объекты  восприятия.

Экспериментаторы – те, кто пытаются  учуять запах объекта,  находясь от него на расстоянии 10-50 метров (дистантно).

Объекты восприятия – люди, лично не знакомые экспериментаторам (а значит, никогда ими не нюханные) и в принципе  даже не подозревающие, что их  кто-то  в данный момент кто-то пытается унюхать.  В качестве объектов  восприятия для повышения интересности мы решили взять образы известных людей.

Организация работы.

1. Экспериментатор подходит на расстояние 10-50 метров к известному человеку.

2. Экспериментатор делает контрольный занюх. Просто втягивает носом воздух, отмечая существующие в данном пространстве ароматы (результаты заносятся в протокол).

3. Экспериментатор зрительно «нацеливается» на объект восприятия, рассматривает его, отмечая детали, можно кинестетически отражать его движения, позы, мимику.

4. (Одновременно с 3) экспериментатор задерживает дыхание на выдохе, чтобы повысить чувствительность обонятельного эпителия.  В течение 3-5 минут, экспериментатор старается осторожно  дышать только через рот.

5. Делается экспериментальный занюх. Экспериментатор, продолжая концентрироваться на объекте, втягивает носом воздух и пытается определить запах. Так несколько раз. Следует сразу отделиться  от контрольных запахов пространства (их просто не отмечать), и еще, если запах трудно дифференцируется – подбирать ассоциации («пахнет лесом в морозную ночь»).  Ассоциации, предположительно, характеризуют реакцию человека на воспринятый им подпороговый запах.  В случае дистантного восприятия обонятельные ассоциации, скорее всего, будут преобладать над классическими запахами. Данные заносятся в протокол.

Контроль.

Для повышения достоверности результатов опыт лучше проводить при участии двух и более экспериментаторов. Наличие совпадений в их протоколах будет говорить о том, что мы наблюдаем какой-то реально существующий феномен.

Практическая значимость.  Особой практической пользы у данного феномена  пока не обнаружено. Хотя данный эксперимент задумывался в рамках проекта по изучению дистантных взаимодействий  с весьма  прозаической целью:  изучить возможность мысленной связи   с известным человеком (не знакомым тебе лично).  Многочисленные попытки такого рода заканчиваются естественной неудачей, к неудовольствию поклонников и противников известных людей. Возможной причиной неудачи является отсутствие мысленной связи между двумя незнакомыми людьми.  Собственно говоря, данные эксперименты – это попытки взять обонятельный пеленг незнакомого тебе лично человека, чтобы потом по этому пеленгу попробовать осуществить  с ним мысленную связь.  Но обсуждение экспериментов   по связи уже выходит за границы данного исследования.

ПРОТОКОЛ № 1. Восприятие по образу запаха известного  политика Х.
Тема: «Дистантная обонятельная перцепция по образу человека».

Цель:  изучить возможность обонятельной настройки по образу политика, находящего на расстоянии 10-30м от исследователей.  Получить обонятельные дифференцировки с помощью нескольких экспериментаторов, записать  и, позднее, провести сравнительный анализ. 

Время проведения эксперимента: весна  2003г.

Экспериментаторы: 1) Евгения   (ниже просто Женя, моя коллега из МПСИ),

                                   2) Т.Б. (ниже просто я, потому что это я и есть).

Контроль. Валидность исследования  обеспечивалась участием двух экспериментаторов, и позднейшим сравнением их протоколов. В случае совпадения записей, считалось, что воспринятый запах – это действительно запах образа политика Х.  Следует учесть – что сие есть именно запах первичного образа (образа восприятия), а не самого политика, т.е., запах который мы отмечали, не есть реальный его аромат, а скорее результат нашей умственной переработки (часть реалинки Х).  Я полагаю, что на таком расстоянии, даже в стерильных условиях было бы сложно унюхать запах политика (хотя и можно, если он особо ароматен), поэтому достигающая нашего носа концентрация одорантов явно подпороговая, а значит, мы  будет осознавать не столько сам запах, сколько свою реакцию на него.

Политик Х – очень известен, поэтому  раскрывать его псевдоним, мы не будем, а назовем коротко Х. Вы его часто видели по телевизору. О том, что он будет общаться с народом, мы узнали тоже из телевизора. В Москве опять какой-то праздник. Центр будет перегорожен. И там, за тремя кордонами, Х. выйдет к народу и поговорит о текущих проблемах. Такой случай больше может не представиться. Я звоню Жене: « Икс, завтра  Икс выйдет на Красную площадь часа   в три, готовься!».

Настало завтра. Мы готовы. Носы чисто помыты.  В одном кармане  упаковка ватных тампонов (затыкать нос при необходимости), в другом коробочка растворимого кофе (я где-то читала, что запах кофе восстанавливает чувствительность обонятельного эпителия),  в третьем блокнот и ручка (записывать впечатления).

Миновали первый кордон. Чем-то возбужденный милиционер, помахивая жезлом,  попросил распахнуть сумочку и показать ему внутренности (у него наверняка какие-то фрейдистские комплексы -  выбрал тоже себе работу – заглядывать в женские сумочки).  

- А у меня ее нет! - Наученная горьким опытом я давно не беру сумочки на подобные мероприятия. Явно огорчившийся милиционер неохотно пропускает нас дальше.

Господи, теперь рогатка! Или как эта штука называется, которая звенит, когда в нее проходишь?

Женя высыпав из кармана ключи, деньги и  мобильник, прошла без проблем. На мне рогатка заголосила. Справа и слева тотчас  выросли два милиционера.

- Что у вас во внутреннем кармане?

- Ничего нет, - удивляюсь я.

- Раздевайтесь! – с удовольствием говорит милиционер.

- А можно я просто карман выверну? – с этими словами я вытаскиваю  … баночку кофе.

- Что  в банке? – металл в голосе служителя порядка.

- Кофе.

Милиционер сует нос в мою баночку (не буду это кофе нюхать, а уж тем более пить).

Всюду праздник. Играет музыка.  Мы вертим головами. То там,  то здесь толпятся люди. Вон выступает какая-то группа, вот идет демонстрация восточных единоборств.

- Пойдем посмотрим,-  дергаю я  Женю.

- Ага, а пока мы смотрим,  Икс закончит говорить, - не соглашается Женя.

Наконец-то со стороны одной из толп доносится знакомый голос.

- Народ… России… должен… жить… хорошо.

Мы насторожились. Женя ввинчивается в толпу справа, я слева. Народу не так что бы очень много, поэтому я легко проникаю в первые ряды на искомое расстояние в 10 метров.  Политик активно жестикулирует,  призывая на ближайших выборах голосовать за его партию. 

Я принюхиваюсь. Это пробный замер, я оцениваю обонятельный фон, пахнет пылью, улицей и сосисками с кетчупом (наверное, неподалеку торгуют хот догами).   

Теперь настройка. Я делаю выдох и задерживаю дыхание. Одновременно я ввинчиваюсь глазами в знакомую (только по телевизору) фигуру, темные волосы, презрительно   кривящиеся губы (к недругам),  неожиданная улыбка (для тех, кто проголосует правильно).  Чем –то похож на декана нашего факультета П.С.  Глаза. Цвет отсюда не разобрать. Очень хочется вдохнуть. Я осторожно  втягиваю и выпускаю  воздух через рот, стараясь, чтобы в нос ничего не попало.  Достать тампоны  и заткнуть ноздри не рискую. На меня нехорошо смотрит мордоворот справа. Восстановив   кислородный баланс,  я продолжаю настройку. Мимика. Жесты.  Без шапки. Волос, похоже,  слегка вьется.  Вроде готова,  уже несколько минут воздух не попадал в нос, а образ Х, пожалуй, я смогла бы даже нарисовать по памяти.

Итак, экспериментальный замер. Последний раз глянув на политика, я прикрываю глаза и внюхиваюсь. Открываю глаза, смотрю на него, опять внюхиваюсь.

Резко пахнет  мужским одеколоном, и когда я смотрю на Х., запах усиливается.

Я выбираюсь из толпы, и оформляю протокол. Через некоторое время появляется Женя. Мы сверяем данные.

Я:  «Запах резкого мужского одеколона».

Женя: «Пахнет, как наш декан, то ли одеколоном, то ли духами».

Удовлетворенные, мы отмечаем совпадение, даже сравнение с деканом обеим в голову пришло. Обонятельный пеленг известного политика Х  взят, хотя вряд ли он нам когда-нибудь пригодится. 

ПРОТОКОЛ № 2. Восприятие по образу запаха известного  ученого У.

Тема: «Дистантная обонятельная перцепция по образу человека».

Цель:  изучить возможность обонятельной настройки по образу научного работника, находящего на расстоянии 10-30м от исследователей.  Получить обонятельные дифференцировки с помощью нескольких экспериментаторов, записать  и, позднее, провести сравнительный анализ. 

Время проведения эксперимента: - не помню точно.

Экспериментаторы: 1) Евгения   (ниже просто Женя, моя коллега из МПСИ),

                                   2) Т.Б. (ниже просто я, потому что это я и есть).

Нам нужен Игрек. С учеными такая проблема, что в основном известными они становятся только после смерти. Оно,  конечно, можно нюхать фотографию, но это проходит по ведомству совсем другого эксперимента.   К тому же мы хотим изучать настоящего ученого, ни какого –нибудь психолога или философа, а физика или химика.

Звоню подружке с физфака.

- Ты знаешь какого-нибудь выдающегося физика из ныне живущих, и к тому же проживающих в Москве?

- Знаю, - быстро отвечает подружка, - заведующий нашей лабораторией.

- Хм, - смущает меня слишком быстрый ответ, - а еще?

- А еще  директор нашего института.

- А какое он сделал открытие? - интересуюсь я.

- Важное, - также быстро отвечает подружка, - ты не поймешь, да и я-то не понимаю, но ведь он – директор, - в ее голосе такое почтение, что не хочется спорить.

Но тут как раз защищает диссертацию  Наташа, наша общая знакомая. И мы напрашиваемся на ее защиту.

Защита проходит удивительно  буднично. Убеленные сединами ученые входят и выходят. Наташа делает доклад. Из всего доклада я поняла одно слово «мухи».

- Смотри, – тычет меня в бок Женя, – вон подходящий Игрек.

Я смотрю. Относительно молодой симпатичный мужчина улыбается нам из противоположной стороны зала.

- Не думаю, что он  известный ученый, - говорю я, - пусть этот будет Игреком, - и киваю на дедулю, сидящего в президиуме. 

- Давай выберем кого-нибудь помоложе, - кривится Женя.

Наконец У. выбран.

Я делаю контрольный занюх. Пахнет…, сложный такой аромат, смесь духов  впереди сидящей дамы и расположенного по соседству вивария (как в зоомагазине).  

Нацеливаюсь на объект.  Задерживаю дыхание и смотрю. Лицо самое обыкновенное. Щечки как у хомячка. Ну какой это ученый,  даже лысины нет. Я принимаю, такую же позу, как и он в президиуме. Он моргает, я моргаю. Он чешет репу,  я – касаюсь затылка.  Чисто выбрит… Хватит,  наверное,  я гляжу на часы, три минуты с тех пор, как я перестала дышать носом прошли.

Осторожно делаю экспериментальный занюх. На запахи вивария стараюсь не обращать внимания. От образа У  пахнет … лежалой одеждой,  и чем-то еще знакомым, лекарством что ли, йодом, например. Может, он как раз чем-то болен?

Вношу данные в протокол и сверяю их с данными Жени.

У меня.  Пахнет лежалой одеждой и лекарством (йодом?).

У Жени. Крысами пахнет, как в подвале, и чем-то старым и кисловатым.

Совпадение есть «лежалая одежда»  и «чем-то старым». Запах крыс я отношу за счет витающего в воздухе аромата вивария.   Теперь мы запечатлели этого профессора У,  не знаю уж придет ли кому в голову потом с ним связываться телепатически.

ПРОТОКОЛ № 3. Восприятие по образу запаха известной  певицы Z.
Тема: «Дистантная обонятельная перцепция по образу человека».

Цель:  изучить возможность обонятельной настройки по образу известного человека искусства, находящего на расстоянии 10-30м от исследователей.  Получить обонятельные дифференцировки с помощью нескольких экспериментаторов, записать  и, позднее, провести сравнительный анализ. 

Время проведения эксперимента: - начало 2004г.

Экспериментаторы: 1) Евгения   (ниже просто Женя, моя коллега из МПСИ),

                                   2) Т.Б. (ниже просто я, потому что это я и есть).

Женя звонит мне с сенсационной новостью, она купила два билета по три тысячи рублей каждый на концерт известной певицы Z. Что ж  все равно  следующий опыт мы собирались ставить с образом человека искусства.

Настал день концерта. Мы договорились встретиться утром, но Жени нет. Звоню ей. Она в цветочном магазине, выбирает букет. Договорились встретиться через пару часов.

Жени по-прежнему нет. Звоню ей на мобильный. Она в цветочном магазине, выбирает букет.

- Ты же уже была в магазине, - недоумеваю я.

- Дело в том, что она  любит …- в течение следующих пяти минут я выслушиваю  лекцию о цветочных предпочтениях певицы Z, - а этих цветов нигде нет, - убито заканчивает Женя.

- А зачем тебе вообще букет? – удивляюсь я, - ты что забыла, что опыт по дистантной перцепции, мы должны быть на расстоянии 30 метров!

- А для контроля, - объясняет мне Женя.- Мы еще так не делали. Сначала возьмем обонятельный пеленг на расстоянии, а потом я подойду с букетом и вблизи понюхаю.

Какая классная идея близкого контроля! Как только мне она не пришла в голову.

- Жень, ты – гений, - говорю я, - хватай веник поприличнее и давай сюда.

Зал забит полностью. Многие люди сидят на приставных стульчиках и стоят в проходе. Концерт начался. Повсюду букеты.

Делаю контрольный занюх. Пахнет залом. Такой специфический театральный запах. Портьерами что ли. Может,  даже нафталином  (но это уже ассоциация). И цветами.

Настаиваюсь на образ певицы Z.   Делаю выдох и задерживаю дыхание. Симпатичное лицо.  Улыбка. Движение рукой. Наклон головы. Волосы, падающие вперед.  Поворот. Какая обаятельная девочка.  Осторожно дышу ртом. Пора.

Делаю экспериментальный  занюх, пристально глядя на образ Z.  Как странно, все запахи словно исчезли, удалились. Не пахнет ничем. Может быть, просто чисто помытым телом, там…  элементы ароматов мыла или шампуня   и все.

Протокол не пишу, не хорошо посередине песни лезть за блокнотом.  Просто в перерыве между песнями обмениваемся с Женей впечатлениями.

Я. Запах свежести, просто телесный запах, мыла или шампуня.

Женя. Свежесть, словно у моря, и тоже запах чистого тела, может это не мыло, а легкий дезодорант.

Какие удивительно похожие ассоциации.  Я пожимаю Жене руку. Обонятельный пеленг взят.  Теперь подождем контроля.

После очередной песни Женя не выдерживает и устремляется к сцене.  Я жду.

- Ну, чем пахнет певица Z  вблизи?  - бросаюсь я к ней с вопросом.

Женя вся какая-то отстраненная.

- Не знаю, - шепчет она мне, - я так разволновалась, увидев ее рядом, что забыла понюхать.

Так зачем же ты ходила – не успеваю сказать я, как начинается новая песня.  Зал затихает.  Слушаем.

Пауза, певица пьет воду.

- После концерта пойдешь к ней, - прошипела я, -  будто бы за автографом, а  сама будешь нюхать.

- Не знаю,  как ты это представляешь практически, - шепчет в ответ Женя.

- Очень просто, сунешь билетик, и пока певица его подписывает, закрываешь глаза, затыкаешь уши и втягиваешь  носом воздух. Пока подходишь к сцене – не дышишь.

Женя делает большие глаза и выразительно вертит пальцем возле виска. Какое пренебрежительное отношение к эксперименту, а  ведь я даже не предложила ей  затыкать ноздри ватно-марлевыми тампонами…

- Ладно, видно будет, - примиряющее говорит Женя.

Но увидеть ничего не удалось. Где-то на половине  концерта (так во всяком случае я восприняла прошедшие 45 минут  выступления), певица Z, сказав что то среднее между «А пошли бы вы все на фиг»  и «До новых встреч дорогие товарищи», удалилась со сцены.

Зал забился в истерике. Аплодисменты смешивались с выкриками имени певицы. Не успевшие отдать цветы поклонники бежали к сцене и бросали букеты возле микрофона. Должна же она спеть на бис, - думаю я, - вот и пойдет Женя за автографом. Оказалось,  не должна. Минут через пятнадцать- двадцать, рабочие собрали со сцены инструмент, а зрители  стали  потихоньку расходиться.

Мы идем с толпой. Толпа хорошо пахнет, приподнято, восхищением и радостью пахнет. Женя тоже идет такая довольная.

- Чему ты  улыбаешься? – не выдерживаю  я.

- Раз мне не удалось сделать контрольный занюх вблизи, то мы, наверное,    пойдем  на ее следующий концерт, - делится со мной своей радостью Женя.

Карта
rss
Карта